ХРАМЫ И РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОЖАН
ХРАМЫ И РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОЖАН
Народ молился, чтил праздники, посещал церковь. Истинно верующих было много, но ... наряду с истинно верующими многие ходили в церковь как бы по инерции и главным образом ради великолепия храмов, торжественности богослужений и пения замечательных хоров. Привлекали людей громовые голоса некоторых дьяконов и протодьяконов. Толпа в церквах состояла из верующих и любителей духовного пения - неизвестно, кого было больше. Привлекала людей трогательная красота венчания, трагизм в предпасхальных песнопениях, ну и конечно, крестные ходы с ликующими голосами певчих в пасхальную неделю. Пасха вообще была самым почитаемым праздником и веселым, потому что весна окрашивала общее ликование светом, пробуждением природы. Великий пост, накладывавший свой хмурый отпечаток на настроение, кончался в ночь на первый день Пасхи - в заутреню. Ночью оживал город, все тянулись, празднично одетые, со свечами, еще не зажженными, в храмы, уже переполненные заранее самыми истовыми церковницами, в предвкушении радости от прекрасного пения. Храм часто не мог вместить всех прихожан. Толпа стояла при входе и ждала, самого торжественного момента - крестного хода, когда весь синклит уже в радужных белых ризах выходит в сопровождении несущих хоругви и высокие светильники-свечи, обходит храм и на паперти уже провозглашает: "Христос воскресе!!" - вся толпа уже с горящими свечами отвечает: "Воистину воскресе!" Этим открывается сам праздник. Большинство уже не претендует на вход в храм, чувствуя, что самое главное здесь позади, а впереди, дома,- не менее важное - разговение (хотя говения, может быть, и не было) - обильное пиршество с самыми вкусными яствами, особенно для тех, кто по традиции во время поста ограничивал свой стол. Все расходятся группами по домам, шумно христосуясь, и - что самое интересное для молодежи - все стараются донести свои зажженные свечи домой, чтобы засветить ими лампадки. Здесь часто начинаются уже шалости - кто-то задул свечу у девушки и подставляет свою горящую, чтобы таким образом познакомиться, кто-то смастерил особую ширмочку для защиты пламени от ветра. А в храме продолжается служба и длится почти всю ночь. Святая неделя знаменуется визитами с поздравлениями, с угощением обязательно пасхой и куличом. Дети развлекаются по-своему - катают яйца (конечно, крашеные) по особому желобку, нацеливаясь на разбросанные по ковру другие яйца,- кто больше выбьет, своего рода бильярд. А воздух гудит от колокольного звона! Молодежь веселилась на балах. Так же весело, хоть и без балов, веселилась окраина. Вся улица бывала запружена гуляющими, а в садах открывалось катанье на лодках, да и по Неве, о чем уже говорилось выше. У простого народа дольше сохранялись древние обычаи. В Троицу украшали дом березками, в церковь приходили с цветами, обычно с букетами сирени. На Второй Спас - 6 августа по старому стилю - девицы не заплетали косы, пекли хлеба дома, а в булочных тогда продавали жаворонков с изюминками вместо глаз На день Иоанна Предтечи нельзя было есть ничего круглого, якобы напоминавшего об "усекновенной главе Иоанна Крестителя". Конечно, эти обряды соблюдались далеко не всеми, в описываемый нами период это постепенно отходило в прошлое.
===================================================
Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz